Как собственнику сохранить ключевого арендатора


Ant rozetsky hxolltswrpm unsplash

access_time 28.05.20

Текущий кризис, вызванный пандемией и последствиями предпринятых для ее нераспространения ограничительных мер, уже ударил по рынку коммерческой недвижимости. Снижение спроса на ряд товаров и услуг, падение деловой активности в целом, приостановка производств и работы сервисных предприятий, с одной стороны, а также «успешный» опыт удаленной работы подтолкнули многие компании задуматься об оптимизации расходов, в том числе и на аренду. Уже сегодня часть арендаторов коммерческой недвижимости класса С либо заявили о желании уменьшить арендуемые площади, либо вовсе освободить занимаемые площади, что привело к росту доли вакантных площадей на рынке. Арендаторы, которые остались на прежних площадях, обращаются за скидками или отсрочками по оплате аренды.

В этой ситуации собственникам объектов коммерческой недвижимости и УК приходится искать тот баланс, который с одной стороны позволит сохранить стабильные потоки, а с другой - позволит выжить бизнесу арендаторов. Всеми крупными компаниями разработаны пакеты антикризисных мер. Эксперты «ПРОФИС Недвижимость» поделились некоторыми мерами поддержки, на которые готовы собственники и УК коммерческой недвижимости класса С. Меры включают как традиционные приемы, так и неординарные.

«Помощь в поиске новых клиентов»

Для того, чтобы поддержать бизнес своих арендаторов и помочь им найти новых клиентов, некоторые УК проводят специальные информационные кампании, чтобы «познакомить» своих арендаторов друг с другом, а рынок - со своими арендаторами. В частности, делают регулярные рассылки с предложением товаров и услуг каждого из них, а также акции. Благодаря этому УК помогает арендаторам получить больше новых заказов и тем самым иметь возможность оплачивать своевременно аренду. «У нас в компании был опыт проведения подобной акции для арендаторов ранее, и как показала практика, она получила достаточно хороший отклик, отмечает Кристина Лиморенко, коммерческий директор «ПРОФИС Недвижимость». – Мы также договаривались о дополнительных и перекрестных скидках для всех арендаторов объектов, которые находятся в нашем управлении. В результате некоторые компании смогли существенно расширить свою клиентскую базу, другие нашли новых более выгодных подрядчиков. В условиях текущего кризиса, связанного в первую очередь со снижением спроса, это может быть вполне действенной мерой».

Отсрочки

Другая наиболее очевидная мера, на которую сегодня готовы многие собственники для сохранения ключевых арендаторов, – отсрочки по арендной плате. В целом большинство собственников в индивидуальном порядке готовы предоставлять арендаторам отсрочки платежей, не касающиеся мер господдержки, на срок до 3-6 месяцев. Это касается в первую очередь стратегически важных и нужных арендаторов, которые генерируют трафик внутри объекта, являются знаковыми. Также это касается специфических и неформатных площадей, найти на которые арендатора в короткий срок будет сложно.

Скидки

Временное снижение арендной платы на «кризисный» период — это, пожалуй, самая распространенная и чаще всего запрашиваемая самими арендаторами мера. Для того чтобы сохранить крупного арендатора, многие УК сегодня перезаключают истекающие краткосрочные договора аренды без ежегодной индексации, которая чаще всего составляет 5-10%, основываясь на рыночных и макроэкономических факторах. В индивидуальном порядке при угрозе расторжения собственники могут предоставить скидки до 15-20% на короткий срок.

Субаренда

Еще одна «антикризисная» мера, которая позволяет собственнику сохранить арендатора, – возможность пересдавать помещение в субаренду. Большинство компаний, которые сегодня оптимизируют свои расходы и сокращают занимаемые площади, делают это временно. Многие из тех, кто «переживут» кризис, в дальнейшем снова будут расширяться, поэтому в текущих условиях для них пересдача части неиспользуемых площадей в краткосрочную аренду – выгодная мера. Сегодня к подобной практике в большинстве случаев прибегает ретейл, сдавая часть своих торговых площадей. Тем самым они не только покрывают часть своей арендной платы, но и расширяют ассортимент предлагаемых покупателям товаров, повышая их лояльность. К пересдаче помещений в субаренду прибегают и в других сегментах коммерческой недвижимости, где такая возможность предусмотрена договором аренды.
 

Другие новости
keyboard_arrow_up