"Бизнес Взгляд" радио Mediametrics.


22

access_time 30.10.19

Кристина Лиморенко, коммерческий директор "ПРОФИС Недвижимость" приняла участие в программе "Бизнес Взгляд" в эфире радио Mediametrics.


Кристина, расскажите о наиболее интересных кейсах, которые были реализованы «ПРОФИС Недвижимость»

Один из наиболее интересных кейсов — это заключение так называемых инвестиционных сделок с арендаторами на Трехгорной Мануфактуре. Мы находили компании, которые были готовы за свой произвести полный ремонт бывших фабричных зданий и цехов и адаптировать их под офисы или торговые площади. За это они получали возможность арендовать помещение по более низкой ставке, в течение последующих пяти лет. Таким образом, фактически редевелопмент значительного числа зданий на Территории Трехгорной Мануфактуры происходил силами арендаторов. Собственник площадки занимался лишь усилением несущих конструкций зданий и благоустройством общественных территорий. Подобная практика сегодня фактически является уникальной для рынка коммерческой недвижимости. Это выгодно для собственника поскольку ему, во-первых, не приходится вкладывать существенные средства, как свои, так и заемные, в редевелопмент. А во-вторых, потому что он получает лояльного арендатора, который готов продолжать и дальше перезаключать договор, даже при более высоких ставках.

Что самое сложное в вашей работе поиск арендатора или собственника?

Скорее всего, договориться с новым собственником и объяснить ему, что сторонняя профессиональная УК сможет обеспечить ему более высокую доходность. Это связано с тем, что большинство собственников априори считает собственную внутреннюю УК успешной и эффективной, да и в целом они не готовы отдавать в управление свою собственность кому-то со стороны, пусть даже и эксперту. В данном случае нам приходится доказывать, что мы профессионалы и делать полный аудит площадки, анализ эффективности использования площадей, а также прорабатывать бизнес-планы с указанными арендными потоками.

Что касается поиска новых арендаторов, то данный процесс у нах хорошо налажен и стандартизирован: от первичного обращения, до заключения сделки. По некоторым площадкам у нас сегодня даже сформирован лист ожидания арендаторов.

Почему компаниям выгоднее арендовать помещение, нежели, чем приобрести?

Покупка коммерческой недвижимости, особенно высококлассной, это очень дорогостоящая покупка, далеко не все компании располагают такой суммой собственных средств, либо возможностью взять недостающие для покупки средства в кредит. Кроме того, если речь идет о бизнес-кварталах, то далеко не всегда у компании есть возможность приобрести площади в принципе. Собственники успешных и раскрученных площадок просто не захотят их продавать, поскольку это сокращает их возможности по управлению площадкой, что в дальнейшем может негативно сказаться на деловом климате внутри бизнес-парка и классе объекта в целом. Как правило, чаще всего приобретают особняки. Обычно это имиджевые покупку крупных компаний. С экономической точки зрения, аренда в большинстве случаев выгоднее. Ведь в среднем период окупаемости офисного здания составляет 20-30 лет.

Как вы оцениваете развитие редевелопмента в России?

Наиболее активная программа редевелопмента бывших промзон идет в Москве. Сегодня в городе уже практически не осталось действующих промышленных предприятий, тем не менее многие площадки по-прежнему не освоены. А административные и производственно-складские комплексы, расположенные на их территории, используются для коммерческой сдачи в аренду. Н мой взгляд, большая часть данных площадок в перспективе «уйдет» под новое жилое строительство. Новых крупных офисных центров на данных территориях, скорее всего, не будет массово появляться. По крайней мере если рассматривать участки внутри ТТК. Все привлекательные с точки зрения расположения и архитектуры площадки, уже реконструированы и их собственники в дальнейшем продолжат развивать.

Как будет развиваться рынок коммерческой недвижимости класса С в дальнейшем?

В связи с сокращением объема предложения на рынке коммерческой недвижимости класса С спрос, впрочем, как и ставки будут постепенно расти. Также мы ожидаем все большей цифровизации рынка: уже сегодня многие компании внедряют все больше новых сервисов для строительства, брокериджа и управления недвижимостью. Так, в частности, мы чуть больше года назад запустили для наших клиентов личный кабинет арендатора, через который они могут онлайн общаться с УК и делать заявки на любые доступные услуги по ремонту и эксплуатации их помещения, а также оценивать их выполнения, оставлять заявки на дополнительные опции оплачивать аренду, в том числе и по банковской карте и мн. др. Также мы сейчас ведем разработку нашего собственного мобильного приложения для аренды помещений в объектах под управлением «ПРОФИС Недвижимость».

Другие новости
keyboard_arrow_up