Эффективность коммерческой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько правильно выбрано помещение для офиса, магазина, склада или других потребностей компании. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подбору недвижимости для последующей покупки или аренды уделяется так много времени. Рассмотрим базовые критерии, которые учитываются при ответе на вопрос, как выбрать коммерческое помещение для ведения бизнеса.


Критерий №1. Месторасположение

Базовый параметр, непосредственно влияющий на большую часть показателей финансово-хозяйственной деятельности компании. Не стоит забывать, что от расположения помещения зависит и стоимость аренды объекта. Но финансовый критерий рассматривается ниже.

Здесь же отмечаем ряд важных моментов. Район размещения определяет привлекательность помещения как для потенциальных сотрудников, так и для клиентов. Он в немалой степени формирует статус компании. При выборе места обязательно учитывается специфика работы фирмы, так как для склада и магазина привлекательными становятся разные районы города или другого населенного пункта.


Критерий №2. Инфраструктура

По сути, выступает продолжением предыдущего критерия, но в силу важности вынесен в отдельный пункт. Для разных видов деятельности под инфраструктурой рассматриваются различные инфраструктурные показатели. Например, для магазина особенно серьезную роль играет трафик покупателей и наличие парковки или стоянки.

Для склада важны удобные подъездные пути, а также присутствие или возможность устройства просторных разгрузочно-погрузочных зон. Офису требуются точки общепита, парковки и информационные коммуникации. Любому коммерческому помещению необходимы подключенные инженерные сети.



Критерий №3. Площадь и оснащенность

Самые очевидные критерии подбора. Помещение должно быть просторным, а также оборудованным для ведения бизнеса. Невыполнение второго условия оборачивается необходимостью дополнительных расходов, иногда – крайне серьезных.

Отдельного упоминания заслуживает возможность перепланировки. В этом плане стоит отметить быстро растущую популярность офисов гибкого формата. Подобные помещения предоставляют возможность перепрофилирования или изменения расположения рабочих мест.


Критерий №4. Арендодатель и документы на объект

Стабильное и долгосрочное размещение на новом объекте возможно при выполнении нескольких условий. Первое – надежность владельца. Поэтому первым делом анализируется репутация арендодателя.

Второй требование – полный комплект правоустанавливающих документов, причем как на само здание, так и на земельный участок, на котором оно построено. Проверяется отсутствие обременений, залогов, начатой процедуры банкротства. Отдельно изучаются судебные разбирательства, в которых участвовал собственник коммерческого помещения.



Критерий №5. Договор аренды или купли-продажи

Правовая экспертиза договора – обязательный этап подбора коммерческого помещения и для аренды, и для покупки. Устранение возможных разногласий на подготовительном этапе – простой и эффективный способ избежать намного больших проблем в ходе дальнейшего сотрудничества.

При этом вовсе необязательно, что арендодатель стремится включить в контракт заведомо ущемляющие арендатора пункты. Нередко используется типовая форма договора, которую просто требуется слегка подкорректировать, что не вызовет никаких вопросов со стороны владельца.


Критерий №6. Соседи

На этот фактор часто не обращают внимания. В то же время, он серьезно влияет как на успешность бизнеса, так и привлекательность объекта для потенциальных клиентов. Особенно внимательно изучаются нежилые помещения, которые размещены на первых этажах многоквартирных домов. Наличие хотя бы одного «проблемного» жильца зачастую становится головной болью для арендатора.



Критерий №7. Стоимость

Финансовый критерий по-прежнему остается критически важным и часто используется в качестве последнего аргумента при принятии решения об инвестициях. Большая часть бизнесменов придерживается простого правила. Инвестировать в аренду нужно только в том случае, если вложения быстро и с гарантией окупаются. Такой подход можно отнести к спорным, но не признать его эффективности нельзя.



Вывод

Грамотное принятое решение по выбору коммерческого помещения базируется на комплексном изучении перечисленных критериев. Невнимание хотя бы к одному из них оборачивается серьезными проблемами бизнеса. Самый простой способ не ошибиться – обращение к профессионалам, досконально знающим рынок коммерческой недвижимости и имеющим большой опыт успешного решения подобных задач.

Как выбрать коммерческое помещение?