Гибкие офисные пространства: перспективы и планы на 2021 год


access_time 02.04.21

В кризисных условиях 2020 года основной задачей арендаторов офисных помещений стала оптимизация финансовых расходов, связанных с обслуживанием недвижимости. Компаниям приходится ориентироваться на реалии времени и делать выбор в пользу компромиссных решений, которые в перспективе показывают себя как правильные, дальновидные и успешные.

 

В период пандемии ключевые игроки столичного рынка коммерческой недвижимости предпринимали все меры для того, чтобы сохранить и стабилизировать пул арендаторов. Что касается арендаторов, то они настаивали на продлении уже заключенных договоров, как минимум, без изменения условий. Сегодня можно утверждать, что сторонам удалось договориться: в Москве удалось избежать массовой и масштабной релокации, и этот процесс все еще сдерживается. В числе сдерживающих факторов эксперты указывают дефицит качественных офисных помещений, который сохраняется в Москве, желание арендаторов исключить затраты, связанные с переездом и обустройством рабочих помещений. Рынок коммерческой недвижимости предлагает альтернативные и компромиссные варианты – гибкие офисы.

 

Адаптация и трансформация

 

Процесс стабилизации сегмента офисной недвижимости продолжается, однако сектор гибких офисов демонстрирует активность. Так, ведущие операторы регулярно сообщают о планируемых открытиях новых объектов, анонсируют новые продукты. Арендаторы офисов в непростых посткризисных условиях очевидно ориентированы на гибкость, что дает основания прогнозировать рост спроса на коворкинги. Операторы в таких условиях предпочитают отказываться от спекулятивных офисных пространств в пользу решений built-to-suit, когда офис организуется и обустраивается под конкретного арендатора, с учетом его предпочтений и пожеланий.

 

Сектор гибких офисов вслед за всем сегментом рынка коммерческой недвижимости продолжает меняться. Участники рынка экспериментируют и реализуют на практике различные стратегии. Вплоть до 2019 года сегмент гибких офисов в российской столице показывал уверенный ежегодный рост до 40%, причем, рост был как по количеству, так и по качеству. За это время появилось несколько профильных участников – в этот пул вошли как российские, так и интернациональные операторы. Некоторым компаниям в короткие сроки удалось занять ключевые позиции в своем сегменте.

 

Ведущие операторы ориентированы на гибкость, которая привлекает как резидентов, так и потенциальных арендаторов. Можно утверждать, что именно гибкость в перспективе будет оставаться ключевым преимуществом на рынке. Арендаторам гибкость позволяет действовать оперативно, подстраиваясь под происходящие изменения и динамику – вплоть до того, что компания может буквально за сутки освободить арендуемое пространство вне зависимости от его метража. Опыт пандемии COVID-19 продемонстрировал актуальность такого подхода: известны случаи, когда компании, арендовавшие масштабные офисные пространства, пересматривали принципы работы и делали выбор в пользу стандартных помещений, отказываясь от гибких офисов. К примеру, «Яндекс.Маркет» оперативно освободил помещения в гибком офисе на Зубовском бульваре.

 

Многие операторы предпочитают работать в структуре субаренды. Их выбором также может стать отказ от офисов в условиях полного отсутствия или сокращения объемов спроса. Плюсы очевидны, как минимум – отсутствие необходимости в убыточном управлении недвижимостью.

Будущее - за гибкостью

 

Гибкость – один из трендов развития офисной недвижимости в Москве. Лидирующие позиции смогут занять операторы, способные разработать и предложить решения для резидентов с любыми предпочтениями и требованиями. Также перспективна и реализация интернационального опыта в условиях начального этапа развития рынка в России. Один из игроков рынка ориентирован на открытие нескольких пространств класса «премиум» по всей стране. Решения будут реализованы под новой маркой, и продуктовая линейка компании, таким образом, будет расширяться в локальных масштабах.

 

Эксперты не считают, что сегмент гибких офисов оказался менее чувствительным к последствиям кризиса, чем сектор стандартных офисов. Классические рабочие помещения по-прежнему сохраняют за собой целый ряд преимуществ, в их числе – длительные сроки действия арендных договоров, многие из которых были подписаны еще до пандемии. У участников рынка гибких офисов такого преимущества нет. Однако оба сегмента, безусловно, пережили кризис не без потерь, но выходят из сложной ситуации активно и уверенно – в первую очередь, благодаря намерению меняться и адаптироваться под новые условия. Специалисты рынка считают, что будущее – за гибридной моделью, совмещающей в себе характеристики классических и гибких офисов, с принципиально новым функционалом.

keyboard_arrow_up